Оценка психомоторного развития (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича) Оценка одновременности движений " одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую. Оценка динамической координации верхних конечностей бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см. Оценка динамической координации нижних конечностей преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см. совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну) сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе "аист" стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту; " в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне; Оценка мелкой моторики рук выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца; координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую; Кинестетический праксис Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак; Мизинец вперёд, остальные - в кулак; Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5; Оральный праксис Улыбка (растянуть губы в улыбке) Трубочка (сложить губы в "трубочку") Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание) Тесты зрительно-моторной координации срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов; движение в заданном направление по схеме; выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета; используется методика "Вырежь фигуры" Р. С. Немова; Оценка умения выполнять движения и владения частями тела по показу - ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога; по сигналу - педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса; придумай движение - ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их; Оценка артикуляции и интонирования прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ; повторить за педагогом небольшую чистоговорку; Оценка тактильных ощущений узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно; узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур. ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ: Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития. Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год. Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года. Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале: 9-10 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание. 7-8 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом. 5-6 баллов- Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий; 3-4 балла - Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий. 1-2 балла- Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует. Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.
|