1. Не моделируйте агрессию в рамках семьи. Для этого необходимо: • отказаться от строгих наказаний — они формируют стойкое агрессивное поведение; • реагировать на проявление ребенком агрессии по отношению к вам и сверстникам, причем реагировать разумным образом. Родители, подавляющие агрессию резко, воспитывают в детях сверхагрессивность; разумно подавляющие сумеют воспитать детей, владеющих собой в различных ситуациях; • по возможности игнорировать агрессию братьев и сестер. Если не можете, применяйте для ее прекращения эффективные средства, например, удаление ребенка с «поля брани». 2. Никогда не подкрепляйте нежелательное поведение ребенка. Если ребенок хнычет и что-то просит, а родители в конце концов сдаются и удовлетворяют его прихоти, он делает вывод: можно все получить, стоит только покапризничать. Таким образом, неприемлемое поведение получает подкрепление. 3. Осмысливайте каждую конкретную ситуацию, какую функцию в ней несет агрессия, какова динамика и пропорции среди других проявлений активности ребенка. • Если ребенок прибегает к аутоагрессии, например, сильно бьется головой об стену или стол и голосит, попробуйте «голосить» вместе с ним, приговаривая: «Ой, какая беда-а-а». Он успокоится, будьте уверены. • Если ребенок проявляет агрессию к объектам: o уберите из его поля зрения объекты пристрастия, переключите на другие; o уберите провоцирующие раздражители; o побольше прикасайтесь к ребенку — тактильный контакт снимает напряжение. • Если ребенок в игре давит машинкой другие игрушки, сбивает их, совершает разрушительные действия: o не подкрепляйте этих действий, лучше постарайтесь переключить его на успокаивающие занятия, такие, как рисование, лепка, почитайте ему. • Если ребенок кидает со злостью предметы: o превратите это в игру — «салют», «дождик». • Если он размазывает краски: o переведите это в рисование моря или океана. • Если он рвет бумагу: o пусть это будет «снег», «полет бабочек». Таким образом вы сформируете новую доминанту — положительную. 4. При агрессии по отношению к взрослым не фиксируйте внимания на действиях ребенка, а лучше наладьте благожелательный климат, словесный контакт, объясните ему эмоциональное содержание ситуации. 5. В отношении старших детей помните: избавиться от агрессии можно с помощью самопознания. Если мы говорим, что очень многое зависит от характера, значит, нужно сосредоточиться на воспитании хорошего характера. Добиваться, чтобы ребенок был терпимым к людям, учить его добру и эмпатии — чувству сопереживания и сострадания ко всем, с кем он находится рядом.
|